Автоматический интерлиньяж (Autoleading)

По умолчанию значение интерлиньяжа принимается равным 120% от кегля шрифта.

Аддитивные цвета (Additive Colors)

Цвета, порожденные излучающими объектами. При смешении аддитивные цвета осветляются, смешение трех основных аддитивных цветов — красного, зеленого и синего — дает белый цвет. При попарном смешении основных цветов аддитивных цветов получают основные субтрактивные цвета.

Апрош (Sidebearing)

Межбуквенный пробел, образуется из двух полуапрошей (правого и левого) соседних символов.

Базовая линия (Baseline)

Условная прямая линия, вдоль которой выравниваются шрифтовые символы в строке.

Баланс по серому (Gray Balance)

Соотношение цветных красок, создающих после печати оптически нейтральные серые цвета.

Буквица (Drop Cap)

Увеличенная и иногда декоративная первая буква, базовая линия которой располагается на одну или несколько строк ниже, чем базовая линия первой строки текста. Используется для того, чтобы выделить начало текста, а также создать эмоциональный камертон для настройки всей страницы или целого раздела.

Векторная графика (Vector Graphics)

Способ представления графической информации с помощью совокупности кривых, описываемых математическими формулами. Этот способ обеспечивает возможность трансформаций (масштабирования, вращения) изображений без потери качества.

Верстка (Layout)


Компоновка текстовых и графических элементов на страницах издания в соответствии с макетом (модульной сеткой), разработанным художником издания.

Внешний облик (Appearance)

Принцип изменения видимой формы объекта без изменения векторной основы.

Выделение (Selection)

Операция маркировки отдельного объекта или совокупности объектов для перемещения, трансформации и т. д. Выполняется с помощью специальных инструментов и команд.

Выключка (Alignment)

Размещение строк текста относительно границ полосы набора.

Выносной элемент шрифта (Ascender, Descender)

Части символов, выступающие за нижнюю линию шрифта (базовую линию), например, русские буквы "у", "р", латинские буквы "q", "g", или верхнюю линию строчного шрифта, так называемый х-размер (x-height) строчной буквы, например, русская буква "б", латинские буквы "d", "k", "h" и др.

Гарнитура (Type Family)

Семейство шрифтов, имеющих одинаковые стилевые особенности и общее наименование, например, гарнитура Times, гарнитура Лазурского и многие другие.

Гипертекст (Hypertext)

Такая организация информации, при которой определенные слова в документе являются ссылками на другие блоки текста или другие документы. При выборе (щелчке) пользователем выделенных слов происходит переход к другой информации в данном или другом документе. Технология гипертекста нашла свое воплощение в электронных изданиях (словарях, энциклопедиях) и в сети World Wide Web.

Гладкая опорная точка (Curve Point)

Опорная точка, гладко соединяющая два криволинейных сегмента.

Глубина цвета (Color Depth)

Число бит, используемых для кодирования цвета каждого пиксела точечного изображения.

Градации серого (Grayscale)

Цветовой режим с 256 уровнями (градациями) серого цвета, требует для описания 8 битов на каждый пиксел изображения.

Градиент (Gradient)

Плавный переход от одного цвета к другому, художники называют такой прием "растяжкой". В компьютерной графике градиент может состоять из множественных переходов (multicolor gradient).

Группа (Group)

Временная фиксация объектов, позволяющая применять всевозможные операции к группе как единому целому.

Декоративный шрифт (Decorative font)

Шрифт, внешний вид которого характеризуется наличием декоративных элементов. Используется для набора заголовков и акцидентных видов печатной продукции, поскольку предоставляет чрезвычайно широкий диапазон насыщенности, необычный дизайн. Вместе с тем декоративный шрифт характеризуется низкой "читабельностью" вследствие абстрактного или усложненного рисунка.

Дискреционный (мягкий) перенос (Discretionary Hyphen)

Знак потенциального переноса, который реализуется только при попадании этого слова в зону переноса именно в данном месте. Знак используется для ручной расстановки возможных переносов, это единственная возможность обеспечения переносов при отсутствии в программе словарей русского языка.

Допечатная подготовка (Prepress)

Этап завершающей подготовки издания к передаче в полиграфическое предприятие. Может включать процедуры корректур, цветокоррекции, треппинга, спуска полос, цветоделения, цветопробы, получения фотоформ.

Закрытый контур (Closed Path)

Контур, начальная и конечная опорные точки которого соединены в одну, ему могут быть присвоены параметры заливки (Fill).

Заливка (Fill)

Заполнение выделенного объекта оттенком сербряного цвета, сплошным цветом или декоративными образцами.

Индексированные цвета (Indexed Colors)

Одноканальное представление фиксированного набора цветов (обычно 16 или 256 цветов).

Интерлиньяж (Leading)

Расстояние между базовыми линиями в соседних строках текста, измеряется в пунктах (points) и обычно пропорционален кеглю шрифта. В наборном тексте принято значение по умолчанию — 120% от текущего кегля.

Интерфейс (Interface)

Основное окно программы, в котором располагается все необходимое для работы.

Калибровка (Calibration)

Процесс настройки устройств (например, монитора) с целью более точной передачи цвета и соответствия его полиграфическим возможностям внешних выводных устройств.

Каллиграфическая линия (Calligraphic Line)

Линия, имитирующая письмо широким пером с определенным наклоном к строке.

Капитель (Caps, Small Caps) ;

Набор текста только прописными буквами, размер которых совпадает со строчными. Прием, часто используемый для выделения текста, применяется также в колонтитулах, заголовках и логотипах.

Кегль (Font Size)

Размер шрифта в пунктах (points), измеряется по высоте кегельной площадки, которую можно отобразить, выделив отдельный символ.

Кернинг (Kerning)

Изменение межбуквенных пробелов у пары символов с целью выравнивания оптических площадей пробелов.

Контейнер (Container)

Графический объект, служащий фигурной полосой набора текста.

Контур (Path)

Представление изображения с помощью векторных объектов, обычно основанных на использовании специального математического аппарата кривых Безье. Для его отображения предусматривается, как правило, специальный контурный режим (Outline, Keyline mode).

Контурный режим (Outline, Keyline mode)

Способ отображения на экране векторных объектов в виде проволочных каркасов — без толщины и цвета контура и без заливки.

Контурный шрифт (Contour-type font)

Способ представления шрифтов, основанный на математическом описании каждого символа в виде совокупности кривых. Достоинством такого вида шрифта является практически неограниченная масштабируемость и трансформируемость. Качество вывода шрифта определяется параметрами (разрешением) внешнего устройства (монитора, принтера). При этом для сохранения смыслоразличительных элементов шрифта на устройствах с низким разрешением и для мелких кеглей используется технология хинтования. Примерами контурных шрифтов являются форматы TrueType и Adobe Type I (PostScript).

Кривая БеаЬе (Bezier curve)

Математическая кривая, названная именем французского инженера и ученого Пьера Безье, является основой векторной графики.

Круглая шпация (Em Space)

Пробел, равный текущему кеглю шрифта, т. е. высоте кегельной, площадки.

Курсивное начертание (Italic)

Шрифт, основные штрихи которого наклонены относительно вертикали, чаще всего вправо, на небольшой угол (порядка 15°). Строчные буквы такого шрифта строятся по принципу скорописного шрифта, хотя и без связывания букв друг с другом.

Линиатура растра (Line Frequency, Halftone Screen)

Плотность точек в полутоновом растре, выражаемая обычно в линиях на дюйм — LPI (Lines Per Inch).

Линия высоты прописных букв (Capiine, X-height)

Условная линия, проводящая по вершинам прямоугольных букв, параллельная базовой линии.

Маска (Mask)

Объект, форма которого является границей отсечения маскируемого изображения.

Маскирование (Knockout)

Метод цветоделения, при котором фрагмент объекта, перекрываемого другим объектом "вырезается" на цветоделенной полосе. Это обеспечивает неизменность цветов объектов, но неточная приводка способствует появлению непропечатанных зазоров.

Метки обреза (Crop Marks)

Метки, печатаемые вдоль границ изображения, они служат указанием для обрезки.

Метки приводки (Registration Marks)

Метки, помещаемые на цветоделенных печатных оттисках и используемые для совмещения цветов в процессе печати.

Наклон шрифта (Type angle)

Параметр, определяющий расположение основных штрихов по отношению к базовой линии: гротескный шрифт (без засечек) может быть наклонным (oblique), а антиквенный шрифт (с засечками) — курсивным (italic).

Насыщенность (Saturation)

Характеристика цвета, определяющая чистоту цвета. Используется в цветовой модели HSB.

Насыщенность шрифта (Weight)

Отношение толщины основных штрихов к внутрибуквенному просвету, один из параметров, определяющих начертание шрифта. Шрифт может быть очень светлым (extra light), светлым (light), нормальным, (normal, regular, plain), полужирным (bold, demi, demi bold, semi bold), жирным (fat, heavy, heavyface, black), сверхжирным (extra bold, extra fat, extra black, ultra black).

Начертание (Type Style)

Комплект символов шрифта, имеющих единый рисунок, насыщенность, пропорции и угол наклона (например, полужирное начертание (Bold), курсивное начертание (Italic)).

Обводка (Stroke)

Контур (path), которому присвоены параметры толщины, цвета и прочие.

Объект (Object)

Отдельный элемент векторного документа (независимая опорная точка, независимый сегмент, независимый контур, независимая совокупность контуров), который может быть помечен инструментом выделения за один щелчок.

Опорная точка (Anchor Point)

Краевые точки сегмента, служащие для соединения сегментов в контур. У опорных точек, принадлежащих криволинейному сегменту, имеются управляющие линии, которые определяют кривизну части сегмента, выходящего из данной опорной точки.

Отображение шрифта плашками (Greeking)

Отображение мелкого шрифта серыми полосками с целью ускорения работы.

Палитра (Palette)

Способ вывода информации и управления в специальных окнах, которые можно свободно перемещать, сворачивать и разворачивать.

Печать наложением (Overprinting)

Метод цветоделения, при котором обеспечийаетея печать одного цвета поверх другого. В этом случае исключаются непропечатанные области, но зато возможно появление новых цветов.

"Под обрез" (Bleed)

Способ печати, при котором иллюстрация упирается в края страницы и не имеет полей. Для обеспечения обреза требуется, чтобы границы иллюстрации выходили за пределы меток обреза.

Постеризация (Posterize)

Уменьшение количества тонов (цветов) для передачи изображения. Используется для художественных целей или в целях подготовки изображения для трассировки.

Приводка (Registration)

Совмещение цветоделенных полос по меткам приводки в процессе печати с целью получения полноцветного изображения.

Прописная буква (Capital)

Буква, отличающаяся большим размером, чем строчная. Используется в начале предложения и для написания имен собственных. Правила употребления прописных букв в разных языках различаются в значительной степени (например, в немецком языке все существительные начинаются с большой буквы, в английском — названия дней недели и национальность). Предшественником прописных букв являются древнеримские капиталы (от латинского capitalis — главный).

Профиль устройства (Device Profile)

Файл, используемый в системах управления цветом для сохранения цветовых характеристик откалиброванных устройств ввода и вывода.

Пункт (Point)

Основная единица полиграфической системы мер. Равна 1/72 дюйма. Используется в основном для измерения размеров шрифта.

Разрешение (Resolution)

Количество пикселов или точек (в точечных изображениях или в устройствах вывода) на единицу длины (обычно дюйм), определяет четкость изображения.

Распределенная печать (Distributed Printing)

Такая организации печати, при которой осуществляется вывод документа на принтер (фотонаборный автомат или устройство цифровой печати), расположенный вдали от рабочей станции, хранящей оригинал.

Растискивание растровых точек (Dot gain)

Увеличение размера растровой точки при печати или на стадии изготовления фотоформ или печатных форм.

Растр (Halftone)

В полиграфии техника передачи непрерывного тона с помощью бинарной структуры черного и белого. Тональным градациям ставятся в соответствие размеры точек. Физический размер точек достаточно мал, и при восприятии они сливаются и более или менее имитируют тональный диапазон.

Регистр (Case)

В современной европейской письменности буквы алфавита имеют два варианта графем: прописные (заглавные), более древние (маюскульные) и строчные, более поздние (минускульные). Регистр отсутствует у цифр, математических символов, знаков валюты и знаков пунктуации. В компьютерных технологиях, имеющих дело с вводом информации с клавиатуры, обилие знаков и ограниченность клавиш на клавиатуре преодолевается за счет введения нескольких регистров. Кроме указанных основных (прописных и строчных) для работы на нескольких языках (например, обычный состав шрифтовых файлов — английские и русские буквы) используются дополнительные регистры. Для переключения применяются клавиши <Shift>, <Alt>, <Ctrl>.

Сглаживание (Anti-aliasing)

Технический прием, в результате которого "ступенчатость" границ и линий при выводе на экран, а также в изображениях точечной графики сглаживается путем смягчения интенсивности в переходной области.

Сегмент (Segment)

Часть контура, представляющая элементарную кривую Безье.

Сетка (Grid)

Совокупность горизонтальных и вертикальных линий, которые используются в графических редакторах для облегчения позиционирования объектов или для создания модульной сетки из направляющих (guides).

Символ (Character)

Графический знак из алфавита какого-либо языка, служит для обозначения на письме звуков (фонем). Знаки бывают буквенные, цифровые и пунктуационные.

Система управления цветом (Color Management System, CMS)

Совокупность программных средств, обеспечивающих соответствие цветов, которые используются на всех этапах от сканирования до типографской печати.

Слой (Layer)

Дополнительный уровень для рисования и расположения объектов. Метафора прозрачной кальки в традиционном дизайне.

Составной коетур (Compound Path)

Два и более контуров, составляющих один объект. В местах пересечения контуров в объекте образуются прозрачные участки.

Саецсимвол (Special character)

Служебный символ (управляющий код), определяющий расположение текста, например, символ конца абзаца, символ табуляции и др.

Спуск полос (Imposition)

Процесс организации отдельных страниц издания на фотоформе или печатной форме с учетом финишной обработки (фальцовки, обрезки, склейки и прочего).

Субтрактнвные цвета (Subtractve Colors)

Цвета, получаемые на бумаге с помощью полиграфических красок (голубой, пурпурной, желтой и черной).

Тквографская система мер Двдо (Didot)

Система измерения, принятая исторически в полиграфическом производстве для работы со шрифтом и изображениями,, предложенная в 1785 году парижским типографом Франсуа-Амбруазом Дидо (Didot). За исходную меру была взята 1/72 доля французского дюйма (27,7 мм) и названа пунктом (пт). В СССР и континентальной Европе типографский пункт принимался равным 0,376 мм. В одном метре содержится примерно 2660 пт. Сейчас в компьютерных технологиях чаще используется англо-американский пункт.

Точечная графика (Raster, Bitmapped Graphics)

Изображение, состоящее из совокупности точек (пикселов). Каждый пиксел имеет атрибут цвета, кодируемый от 1 бита (черно-белый штрих) до 24 бит (цветное изображение с 16,7 миллионами оттенков).

Траясформнрованне (Transformation)

Изменение положения и формы выделенных объектов (перемещение, вращение, наклон, отражение и т. д.) средствами программы.

Тренинг (Tracking)

Технология автоматической установки плотности текста в зависимости от величины кегля.

Трепвинг (Trapping)

Увеличение площади более светябго цвета для предотвращения при перекрытии более темным цветом появления незапечатанных зазоров.

Триадные краски (Process Colors)

Три основные краски (голубая, пурпурная, желтая) и дополнительная (чёрная), используемые в стандартном печатном процессе. Синоним CMYK-цветов.

Угловая опорная точка (Corner Point)

Опорная точка, соединяющая два сегмента под произвольным углом.

Угол наклона растра (Halftone, Screen Angle)

Угол наклона линий растра для разных полиграфических красок, применяемый для распределения цветовых точек в розетку, для обеспечения преимущественно оптического смешения цветов и предотвращения паразитного узора — муара. Для черной краски угол наклона принят в 45°, для желтой — 0°, остальные краски располагаются под 30° относительно черной (например, 75° и 105°).

Узкий шрифт (Condensed)

Начертание шрифта, характеризуемое небольшой шириной знака относительно его высоты.

Управляющая линия (Direction Line)

Условная линия, соединяющая опорную и управляющую точки, служит для правильного выбора соответствующей управляющей точки.

Управляющая точка (Direction Point)

Точка, положение. которой определяет кривизну сегмента, выходящего из соответствующей опорной точки.

ФНА (Imagesetter)

Фотонаборный автомат — устройство для вывода цветоделенных изображений на фотографическую пленку с целью получения фотоформ для полиграфической печати.

Шпация (Его)

Единица измерения, используемая полиграфистами для обозначения расстояния по горизонтали, равного высоте кегельной площадки (кеглю). В кегельную площадку квадратной формы ("круглую", т. е. с равными шириной и высотой) вписывали в ранней полиграфии латинскую букву "т".

Шрифт MM (Multiple Master Font)

Разновидность формата шрифта Adobe Type 1, у которого программно изменяются не только кегль, но, например, пропорции и угол наклона.

Шрифт основного текста (Body type)

Шрифт, которым набирают весь текст издания, в отличие, например, от шрифта заголовка (headline) или подписи под рисунками (caption).

Хинтование (Hinting)

Специальная инструкция, сохраняемая в шрифтовом файле, обеспечивает особую обработку элементов, помеченных хинтами (hints), в процессе растрирования векторного контура для вывода на внешнее (как правило, растровое) устройство. Особенно важна при выводе на устройство с низким разрешением или мелким кеглем, поскольку позволяет сохранить смысло-различительные элементы символов.

Цветоделение (Color Separation)

Процесс разделения цветного изображения на несколько изображений, которые, будучи напечатаны соответствующими типографскими красками, синтезируют в определенной степени исходное изображение. Представляет собой конечный этап допечатной подготовки издания, однако требует учета множества параметров печатного процесса (линиатуры, растискивания точки, генерации черного и прочих).

Цветовая модель (Color Model, Color Mode)

Схематическое и цифровое представление параметров цвета в зависимости от требований практики.

Цветовая модель CMYK

Цветовое пространство, основанное на четырех цветах полиграфического процесса — голубом, пурпурном, желтом и черном.

Цветовая модель HSB

Цветовое пространство, основанное на трех характеристиках цвета: цветовом тоне (Hue), насыщенности (Saturation) и яркости (Brightness).

Цветовая модель Lab

Цветовое пространство, независимое от источника и аппаратных устройств. Является основой современных компьютерных систем управления цветом.

Цветовая модель RGB

Цветовое пространство, основанное на трех цветах — красном, зеленом и синем.

Цветовой охват (Gamut)

Диапазон цветов, которые способны обеспечить устройства ввода (сканер, цифровая камера) и вывода (монитор, принтер, печатный пресс).

Цветовой тон (Ное)

Основная характеристика Цвета, отличающая его от других цветов, например, оранжевый от синего, фиолетовый от розового и т. д. Используется в моделях HSB и HLS.

Цифровая печать (Direct Digital Printing)

Система цветной печати, при которой документ в электронной форме непосредственно получает материальную копию без создания промежуточных форм (фотоформы и печатной формы), как правило, электрографическим способом. Позволяет печатать любой тираж, начиная с одного экземпляра, персонифицировать каждый отдельный оттиск.

Яркость (Brightness)

Характеристика цвета, определяющая интенсивность цвета. Используется в цветовой модели HSB.

ATM

Профамма Adobe Type Manager фирмы Adobe предназначена для поддержки (растрирование для экрана и печати) шрифта формата Adobe Type 1 в операционной среде Windows.

CIE

Международный комитет по цветоводе нию — разработчик стандартной модели описания цвета CIE Lab, которая описывает цвет независимо от его источника и вследствие этого является основой компьютерных систем управления цветом.

CLUT

Справочная таблица цветов (Color Look-up Table) — набор специально сформированных стандартизированных оттенков цветов, сведенных в упорядоченную таблицу для быстрого использования определенным устройством, например, монитором.

CMS

Смотрите "Система управления цветом".

DPI

Единица измерения разрешения изображения или выводного устройства — точек в дюйме (dots per inch).

DCS (DeskTop Separation)

В настольных издательских системах формат PostScript-файла, предназначенный для сохранения цветоделенного изображения (цветовая модель CMYK).

GCR

Замена Серого компонента цветных красок (Gray Color Replacement) — составная часть цветоделения и способ генерации черной краски.

ICC

Международный концорциум по цвету (International Color Consortium) — это группа известных компаний (Adobe, Agfa, Apple, FOGRA, Kodak, Microsoft, Silicon Graphics, Sun и Taligent), которая разрабатывает и использует межплатформенные стандарты по обработке цветовых характеристик.

LPI

Единица измерения линиатуры полиграфического растра — линий в дюйме (lines per inch).

PCL

Язык управления принтером (Printer Control Language) — набор принтерных команд, разработанных компанией Hewlett-Packard. PCL-принтеры являются офисными устройствами и не дают возможности управлять параметрами растровой точки и цветоделения.

PostScript

Аппаратно-независимый язык описания страницы, разработанный фирмой Adobe в 1985 году, который является стандартом в высококачественной цифровой полифафии.

UCR

Вычитание цветных красок из-под черного (Under Color Removal) — составная часть цветоделения и способ генерации черной краски.

URL

Универсальный локатор ресурсов (Uniform Resource Locator) используется в сети Internet для адресации, например, http://www.bhv.ru/pono.

Содержание раздела