Adobe Illustrator 9.0

         

Маска непрозрачности

Маска непрозрачности (opacity mask) предназначена для создания полупрозрачной маски, уровень прозрачности которой определяется градациями серого.

Любые цвета, декоративные и градиентные заливки, расположенные ниже и попадающие в пределы маски, становятся видимыми скпозь эту полупрозрачную маску (8.38).

Маска непрозрачности создается по форме самого верхнего из выделенных объектов. Если выделен .только один объект, то создается пустая маска.

После создания маски непрозрачности, миниатюра маски отображается рядом с миниатюрой маскируемых объектов. По умолчанию маска и объекты связаны друг с другом, о чем свидетельствует пиктограмма "цепочки" ( Unlink Opacity Mask (Разорвать cвязь с маской непрозрачности) и Link Opacity Mask (Установить связь с маской непрозрачности) меню палитры.

Для того чтобы создать маску непрозрачности, надо выделить все объекты, которые необходимо маскировать. При этом важно убедиться, что объект, Форма которого будет являться маской, занимает самое верхнее положение. Затем следует выполнить команду Make Opacity Mask (Создать маску непрозрачности) меню палитры Transparency (Прозрачность)

Для удаления маски непрозрачности необходимо выделить ее и выполнить <оманду Release Opacity Mask (Удалить маску прозрачности) или команду Disable Opacity Mask (Снять маску прозрачности) меню палитры.

Рис 8.38. Пример маски непрозрачности

У маски непрозрачности можно изменять форму, если выделить миниатюру маски в палитре Transparency (Прозрачность) и щелкнуть на ней с нажатой клавишей [Alt]. Объект, который служит маской, выделяется и становится доступным для редактирования. Все производимые изменения тут же отображаются в палитре (рис. 8.39). По завершении операции необходимо снова щелкнуть на миниатюре маски.
Рис 8.39. Редактирование маски непрозрачности

Флажок Invert Mask (Инвертировать маску), расположенный рядом с миниатюрами в палитре Transparency (Прозрачность), позволяет поменять местами маскированные и немаскированные области (рис. 8.40).
Рис 8.40. Результат установки флажка Invert Mask

Если требуется, чтобы все новые маски непрозрачности были инвертированы, то следует активизировать команду New Opacity Masks Are Inverted (Новые маски непрозрачности инвертируются) меню палитры.

Режимы наложения

Все больше элементов программы Adobe Photoshop переносится разработчиками в векторную программу, даже режимы наложения (blending mode), считавшиеся до сих пор принадлежностью программ точечной графики, нашли свое применение в данной версии. Причем, эти режимы могут быть примечены не только к отдельному объекту, но также к группе и слою.

В процессе наложения, как и в программе Adobe Photoshop, имеют место три составляющих:
исходный (базовый) цвет — это цвета нижележащих объектов;
накладываемый (вносимый) цвет— это цвета выделенных объектов, групп или слоев, к которым применяется режим наложения;
результирующий цвет — цвет после эффекта наложения. При этом также учитывается установка уровня непрозрачности (поле Opacity).

Список режимов представлен в раскрывающемся списке палитры Transparency (Прозрачность).
В режиме Normal (Нормальный), который устанавливается по умолчанию, происходит полное перекрытие вносимым цветом (рис. 8,41), т.е. накладывается полностью непрозрачное изображение.
В режиме Multiply (Умножение) (рис. 8.42) цвета исходный и вносимый (CMYK и плашечные цвета в CMYK-документах или RGB и плашечные цвета в RGB-документах) "перемножаются", поэтому результирующий цвет получается всегда темнее исходного. Если вносится черный цвет. то результирующий цвет тоже становится черным. Белый цвет на исходный не влияет. Эффект напоминает результат действия темного маркера (фломастера).
Рис 8.41. Пример действия режима Normal

Рис 8.42. Пример действия режима Multiply

В режиме Screen (Осветление) (рис. 8.43) цвета исходный и вносимый "делятся", поэтому результирующий цвет получается всегда светлее исходного. Если вносится белый цвет, результирующий цвет становится белым. Черный цвет на исходный не влияет. Эффект напоминает действие отбеливающего вещества или проецирование нескольких слайдов на один и тот же экран.

Рис 8.43. Пример действия режима Screen

В режиме Overlay (Перекрытие) (рис. 8.44) усиливается цвет. как в режиме Multiply (Умножение), или ослабляется цвет, как в режиме Screen (Осветление), в зависимости от исходного цвета: вносимый цвет не заменяется, а накладывается на исходный, сохраняя соотношение светов и теней. Это особенно заметно в серой шкале: темные тона слегка ослабляются, а светлые слегка усиливаются, а общая тональность сохраняется. Если вносится черный цвет, то результирующий цвет тоже становится черным. Если вносится белый цвет, результирующий цвет становится белым.

Рис 8.44. Пример действия режима Overlay

Рис 8.45. Пример действия режима Soft Light

Режим Soft Light (Мягкий свет) (рис. 8.45) усиливает или ослабляет цвет в зависимости от вносимого цвета (результат напоминает освещение рассеянным светом). Если вносимый цвет (можно считать, что это источник света) светлее 50-процентного серого, исходный цвет разбеливаетсн (осветляется), как на недоэкспонированном фотоснимке. Если вносимый цвет темнее 50-процентного серого, исходный цвет усиливается (затемняется). как на переэкспонированном фотоснимке. Использование чистого белою цвета или чистого черного цвета осветляет или затемняет исходный цвет, но не дает возможности получить соответственно белый и черный чистые цвета.
В режиме Hard Light (Жесткий свет) (рис. 8.46) происходит усиление (затемнение) цвета, как в режиме Multiply (Умножение), или ослабление (осветление) цвета, как в режиме Screen (Осветление), в зависимости от вносимого цвета (результат напоминает освещение резким светом). Если вносимый цвет (можно считать, что это источник света) светлее 50-процентного серого, исходный цвет разбеливается идентично режиму Screen (Осветление). А если вносимый цвет темнее 50-процентного серого, исходный цвет усиливается идентично режиму Multiply (Умножение). Использование чистого белого цвета или чистого черного цвета ничего не меняет: получаются чисто белый и чисто черный цвета.

Рис 8.46. Пример действия режима Hard Light

В режиме Color Dodge (Осветление основы) (рис. 8.47) происходит осветление базовых цветов, для того чтобы отразить вносимый цвет. Вносимый черный цвет на результат не влияет.
В режиме Color Burn (Затемнение основы) (рис. 8.48) происходит затемнение базовых цветов, для того чтобы отразить вносимый цвет. Вносимый белый цвет на результат не влияет.
В режиме Darken (Замена темным) (рис. 8.49) происходит замена исходных цветов, а именно только тех, которые светлее вносимого, а цвета, которые темнее вносимого, остаются без изменения.
В режиме Lighten (Замена светлым) (рис. 8.50) в противоположность режиму Darken (Замена темным) происходит замена исходных цветов, а именно только тех, которые темнее вносимого, а цвета, которые светлее вносимого, остаются без изменения.

Рис 8.47. Пример действия режима Color Dodge

Рис 8.48. Пример действия режима Color Burn

Рис 8.49. Пример действия режима Darken

Рис 8.50. Пример действия режима Lighten

В режиме Difference (Разница) (рис. 8.51) результирующий цвет равняется разнице в яркостях исходного и вносимого цветов. Цвета могут получаться самые неожиданные для восприятия, но достаточно четко определяемые математически- Черный цвет и белый цвет определяются тем, что прозрачные пикселы не оказывают влияния в расчетах.
В режиме Hue (Цветовой тон) результирующий цвет получает цветовой тон (оттенок) вносимого цвета, но сохраняет значения насыщенности (Saturation) и яркости (Luminosity) исходного цвета.
Режим Exclusion (Исключение) (рис. 8.52) напоминает режим Difference (Разница), но "действует" мягче. При внесении белого цвета происходит инвертирование цвета. Черный цвет не оказывает влияния на базовый цвет.

Рис 8.51. Пример действия режима Difference

Рис 8.52. Пример действия режима Exclusion

В режиме Saturation (Насыщенность) результирующий цвет получает насыщенность вносимого, но сохраняет оттенок (Hue) и яркость (Luminosity) исходного. На изображения в границах серого никакого влияния не оказывает.
В режиме Color (Цветность) результирующий цвет получается с яркостью (Luminosity) исходного, но с цветовым тоном (Hue) и насыщенностью (Saturation) вносимого. Это позволяет сохранить серую шкалу. Находит широкое применение для цветного тонирования монохромного изображения.
В режиме Luminosity (Яркость) результирующий цвет получается с цветовым тоном (Hue) и насыщенностью (Saturation) исходного цвета, но с яркостью вносимого. В серой шкале результат совпадает с вносимым тоном. Этот режим по своему результату противоположен режиму Color (Цветность).

Nota Bene. Следует иметь в виду, что режимы Difference (Разница), Exclusion (Исключение), Hue (Цветовой тон), Saturation (Насыщенность), Color (Цветность) и Luminosity (Яркость) не обеспечивают наложения объектов с плашечными цветами.


Изолирование области наложения

В случае применения режимов наложения к некоторым объектам группы эффект этого наложения обычно виден на всех объектах, расположенных ниже группы.

Флажок Isolate Blending (Изолировать режим наложения» в палитре Trans-мгепсе (Прозрачность) предназначен как раз для того, чтобы изменить наложение таким образом, что только объекты выделенной группы участвуют в наложении, а объекты, не входящие в группу, "изолируются" от этого воздействия.
Nota Bene. Команда Isolate Blending (Изолировать режим наложения) полезна только в том случае, если применяется к группам или слоям, содержащим объекты, которым присвоены режимы наложения, отличные от режима Normal (Нормальный). Команда также влияет на отдельные объекты, которым присвоены какие-либо режимы, кроме режима Normal (Нормальный).

Для того чтобы обеспечить "изоляцию", следует в палитре Layers (Слои) сделать целевыми (target) группу или слой, содержащих два или более объектов, которым присвоены режимы наложения. Можно также выделять и отдельные объекты. Затем в палитре Transparency (Прозрачность) установить флажок Isolate Blending (Изолировать режим наложения) (рис. 8.53).
Рис 8.53. Пример действия флажка Isolate Blending


Визуальное удаление просвечивания

Флажок Knockout Group (Группа с удаленным фоном) в палитре Transparency (Прозрачность) позволяет удалить ("вырезать") просвечивание полупрозрачных объектов группы (разумеется, только визуально), которые перекрывают друг друга в группе.

Флажок Knockout Group (Группа с удаленным фоном) может быть в трех состояниях:
в установленном, когда просвечивание полупрозрачных объектов в пределах выделенной группы визуально "вырезается" (рис. 8.54);
в неустановленном, когда просвечивание полупрозрачных объектов в пределах выделенной группы визуально не "вырезается", фоновые объекты просматриваются в исходных состояниях;
в нейтральном, позволяющем разместить объект в группе без влияния на "окружающий" слой или группу.

Рис 8.54. Исходные объекты и объекты при установленном флажке Knockout Group

Рис 8.55. Исходные объекты и объекты при установленном флажке Opacity & Mask Define Knockout Shape

Три состояния функции могут использоваться для управления взаимодействуя полупрозрачных заливок и обводок в пределах объекта. Для достижения этого результата перед установкой функции следует сделать целевыми (target) в палитре Layers (Слои).

Когда устанавливается флажок Opacity & Mask Define Knockout Shape (Непрозрачность и маска определяют форму области "вырезания"), эффект "вырезания" устанавливается пропорционально уровню непрозрачности (рис, 8.55). 3 такой области маски, у которой непрозрачность близка к 100%, эффект зырезания" максимален. В областях, имеющих меньше уровень непрозрачности, эффект "вырезания" уменьшается. Например, если градиентная маска используется в качестве группы удаления фона, то и нижележащий объект зарезается" по скользящей шкале.

Для того чтобы "вырезать" объекты в пределах группы или слоя, необходимо сделать эту группу или слой целевым (target) в палитре Layers (Слои), а затем установить флажок Knockout Group (Группа с удаленным фоном) в палитре Transparency (Прозрачность).

С помощью палитры Transparency (Прозрачность) можно создавать маску непрозрачности с использованием градиентных заливок, градиентных сеток и декоративных заливок. При применении маски непрозрачности к объекту в качестве характеристик маскируемого объекта служат параметры градиентных или декоративных заливок.

Для того чтобы применить в качестве маски непрозрачности градиентную или декоративную заливку или градиентную сетку, следует выделить объект, к которому применяется маска. Затем, удерживая нажатой клавишу [Shift], выделить существующий объект с соответствующей заливкой, расположив его выше. После этого выполнить команду Make Opacity Mask (Создать маску непрозрачности) меню палитры.

В зависимости от требуемого эффекта можно выбрать различные пути для применения режима наложения или градиентных заливок.

Содержание раздела